Документы

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"

Дата публикации:05.08.2013

Утверждены:
- Правила осуществления мониторинга системы образования;
- перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.

Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.

Утверждены показатели для общего, профессионального и дополнительного образования, профессионального обучения. А также утверждены показатели дополнительной информации о системе образования.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2013 г. N 662
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с
частью 5 статьи 97
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила
осуществления мониторинга системы образования;
перечень
обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.
2. Реализация полномочий, вытекающих из настоящего
постановления, осуществляется в пределах
установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований,
предусмотренных соответствующим федера
льным органам исполнительной власти в федеральном
бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.М
ЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2013 г. N 662
ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления мониторинга системы образования
(далее
-
мониторинг).
2. Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации
государственной политики Российской Федерации в сфере образ
ования, непрерывного системного анализа
и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности
функционирования образовательн
ой системы за счет повышения качества принимаемых для нее
управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об
образовании.
3. Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию
и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив
развития образования, выполненный на основе указанной информации (далее
-
сбор, обработка и анализ
информации).
4. Организация мониторинга осуществляет
ся Министерством образования и науки Российской
Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, иными федеральными
государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную
деятельность (далее
-
органы государственной власти), органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее
-
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), и органами местного самоупр
авления,
осуществляющими управление в сфере образования (далее
-
органы местного самоуправления).
Показатели
мониторинга системы образования и методика их расчета опред
еляются Министерством
образования и науки Российской Федерации в соответствии с
перечнем
обязательной информации о
системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662.
5. Министерство образования и науки Российской Федерации при проведении мониторинга
осуществляет сбор, обработку и анализ информации в отношении составляющих системы образования,
предусмотренных
частью 1 статьи 1
0
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", вне
зависимости от вида, уровня и направленности образовательных программ и организационно
-
правовых
форм организаций, входящих в систему образования, за исключением федеральных государственн
ых
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в
статье 81
Федерального
закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее
-
федеральные государственные организации).
Мониторинг образовательных организаций, подведомственных Правите
льству Российской
Федерации, осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Мониторинг федеральных государственных организаций проводится федеральным государственным
органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении э
тих организаций.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при проведении мониторинга
осуществляет сбор, обработку и анализ информации в части контроля качества образования и выявления
нарушения требований законодательства об образовании.
И
ные федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении организации,
осуществляющие образовательную деятельность, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления при проведении мониторинга в предел
ах своей
компетенции осуществляют сбор, обработку и анализ информации, установленной Федеральным
законом
"Об образовании в Российской Федерации".
По решению органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправле
ния организационно
-
техническое и научно
-
методическое
сопровождение мониторинга может осуществляться с привлечением иных организаций в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
6. Мониторинг осуществляется на основе данных федерального с
татистического наблюдения,
обследований, в том числе социологических обследований, деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, информации, размещенной на официальных сайтах образовательных
организаций в информационно
-
телекоммуник
ационной сети "Интернет" (далее
-
сеть "Интернет"),
информации, опубликованной в средствах массовой информации, а также информации, поступившей в
органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного с
амоуправления от организаций и граждан, предусмотренной
перечнем
, указанным в
пункте 4
настоящих Правил.
7. Мониторинг проводится органами государст
венной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в
соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми
указанными органами.
Порядок
проведения мониторинга федеральных государственных организаций устанавливается
федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в
отношении этих организаций.
8. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив разви
тия системы образования
ежегодно публикуются на официальных сайтах органов государственной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет" в виде
итоговых отчетов по форме, установлен
ной Министерством образования и науки Российской Федерации
(далее
-
итоговые отчеты), не реже 1 раза в год в соответствии со сроками, установленными органами
государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
м
естного самоуправления.
Итоговые отчеты о результатах мониторинга федеральных государственных организаций
размещению в сети "Интернет" не подлежат.
9. Органы местного самоуправления ежегодно, не позднее 25 октября года, следующего за отчетным,
представляют
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации итоговые отчеты.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, иные федеральные государственные
органы, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельн
ость, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также образовательные организации,
подведомственные Правительству Российской Федерации, ежегодно, не позднее 25 ноября года,
следующего за отчетным, представляют в Министерство образовани
я и науки Российской Федерации
итоговые отчеты, за исключением итоговых отчетов в отношении федеральных государственных
организаций.
10. Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно, не позднее 25 декабря года,
следующего за отчетным, пре
дставляет в Правительство Российской Федерации отчет о результатах
мониторинга, содержащий результаты анализа состояния и перспектив развития образования,
подготовленный на основании итоговых отчетов Федеральной службы по надзору в сфере образования и
наук
и, иных федеральных государственных органов, имеющих в своем ведении организации,
осуществляющие образовательную деятельность, и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
В целях обеспечения информационной открытости отчет о результатах
мониторинга размещается на
официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети "Интернет" не
позднее 1 месяца со дня его представления в Правительство Российской Федерации.
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2013 г. N 662
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДЛЕЖАЩЕЙ МОНИТОРИНГУ
I. Общее образование
1. Сведения о развитии дошкольного образования:
а) уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего
дошкольное образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по
образовательным программам дошкольного образования;
в) кадрово
е обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной
платы педагогических работников;
г) материально
-
техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных
организаций;
д) условия получения дошкольного образования ли
цами с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами;
е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и
реорганизация организаций, осуществля
ющих образовательную деятельность);
з) финансово
-
экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;
и) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных
образовательных организациях.
2. Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования:
а) уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования и численность населения, полу
чающего начальное общее, основное общее и среднее
общее образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по
образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего
общ
его образования;
в) кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также
оценка уровня заработной платы педагогических работник
ов;
г) материально
-
техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, а
также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных
общеобразовательных программ;
д) условия получения начального общ
его, основного общего и среднего общего образования лицами
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего
образования, основного общего образования и среднего о
бщего образования;
ж) состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам,
здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно
-
оздоровительной и спортивной работы
в общеобразовательных организациях, а также в иных орган
изациях, осуществляющих образовательную
деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
з) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и р
еорганизация организаций,
осуществляющих образовательную деятельность);
и) финансово
-
экономическая деятельность общеобразовательных организаций, а также иных
организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных
общеобразоват
ельных программ;
к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в
общеобразовательных организациях.
II. Профессиональное образование
3. Сведения о развитии среднего профессионального образования:
а) уровень доступности
среднего профессионального образования и численность населения,
получающего среднее профессиональное образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по
образовательным программам среднего профессионального о
бразования;
в) кадровое обеспечение профессиональных образовательных организаций и образовательных
организаций высшего образования в части реализации образовательных программ среднего
профессионального образования, а также оценка уровня заработной платы пе
дагогических работников;
г) материально
-
техническое и информационное обеспечение профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные
программы среднего профессионального образования;
д
) условия получения среднего профессионального образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами;
е) учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные достижения
выпускников организаций, реализующих программы среднего
профессионального образования;
ж) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
образовательным программам среднего профессионального образования (в том числе ликвидация и
реорганизация организаций, осуществляющих образовательн
ую деятельность);
з) финансово
-
экономическая деятельность профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования в части обеспечения реализации образовательных
программ среднего профессионального образования;
и) стру
ктура профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций
высшего образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального
образования (в том числе характеристика филиалов);
к) создание безопасных условий при орг
анизации образовательного процесса в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ среднего
профессионального образования.
4. Сведения о развитии высшего образования:
а) уровень доступности высшего об
разования и численность населения, получающего высшее
образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по
образовательным программам высшего образования;
в) кадровое обеспечение образовательных организаций высшего образования и иных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ высшего
образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических р
аботников;
г) материально
-
техническое и информационное обеспечение образовательных организаций высшего
образования и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации
образовательных программ высшего образования;
д) условия п
олучения высшего профессионального образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами;
е) учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные достижения
выпускников организаций, реализующих программы высшего образования;
ж) финансово
-
экономическая деятельность образовательных организаций высшего образования в
части обеспечения реализации образовательных программ высшего образования;
з) структура образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные
п
рограммы высшего образования (в том числе характеристика филиалов);
и) научная и творческая деятельность образовательных организаций высшего образования, а также
иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, связанная с реализацией
образов
ательных программ высшего образования;
к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ высшего
образования.
III. Д
ополнительное образование
5. Сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых:
а) численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательно
го процесса по
дополнительным общеобразовательным программам;
в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части
реализации дополнительных общеобразовательных программ;
г) материально
-
техническое и информационное обесп
ечение организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;
д) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам (в т
ом числе ликвидация и реорганизация организаций,
осуществляющих образовательную деятельность);
е) финансово
-
экономическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность в части обеспечения реализации дополнительных общеобразовательны
х программ;
ж) структура организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы (в том числе характеристика филиалов);
з) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ор
ганизациях,
осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных
общеобразовательных программ;
и) учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного
образования детей.
6. Сведения о развитии дополнительн
ого профессионального образования:
а) численность населения, обучающегося по дополнительным профессиональным программам;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по
дополнительным профессиональным программам;
в) ка
дровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части
реализации дополнительных профессиональных программ;
г) материально
-
техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в част
и реализации дополнительных профессиональных программ;
д) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
профессиональным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих
образователь
ную деятельность);
е) условия освоения дополнительных профессиональных программ лицами с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами;
ж) научная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, связанная с
реализацией дополнительных профессиональных программ;
з) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях,
осуществляющих обра
зовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных
программ;
и) профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы
дополнительного профессионального образования.
IV. Профессиональное обучение
7
. Сведения о развитии профессионального обучения:
а) численность населения, обучающегося по программам профессионального обучения;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по
основным программам профессионального о
бучения;
в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части
реализации основных программ профессионального обучения;
г) материально
-
техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих
образовательную д
еятельность в части реализации основных программ профессионального обучения;
д) условия профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
е) трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности) выпускников орга
низаций,
осуществляющих образовательную деятельность;
ж) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным
программам профессионального обучения (в том числе ликвидация и реорганизация организаций,
осуществляющих образоват
ельную деятельность);
з) финансово
-
экономическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность в части обеспечения реализации основных программ профессионального обучения;
и) сведения о представителях работодателей, участвующих в уч
ебном процессе.
V. Дополнительная информация о системе образования
8. Сведения об интеграции образования и науки, а также образования и сферы труда:
а) интеграция образования и науки;
б) участие организаций различных отраслей экономики в обес
печении и осуществлении
образовательной деятельности.
9. Сведения об интеграции российского образования с мировым образовательным пространством.
10. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы
образования:
а) оценка д
еятельности системы образования гражданами;
б) результаты участия обучающихся лиц в российских и международных тестированиях знаний,
конкурсах и олимпиадах, а также в иных аналогичных мероприятиях;
в) развитие механизмов государственно
-
частного управления в системе образования;
г) развитие региональных систем оценки качества образования.
11. Сведения о создании условий социализации и самореализации молодежи (в том числе лиц,
обучающихся по уровням и
видам образования):
а) социально
-
демографические характеристики и социальная интеграция;
б) ценностные ориентации молодежи и ее участие в общественных достижениях;
в) образование и занятость молодежи;
г) деятельность федеральных органов исполнительной влас
ти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по созданию условий социализации и самореализации молодежи.
Нужна помощь? Ответим в течение пары минут